Этим летом в Кабуле сотня молодых афганских девушек обошла вокруг 30-летней Шаесты Вайз, первой женщины из Афганистана, которая получила гражданскую лицензию на пилота. Вайз родился в 1987 году в лагере беженцев в Афганистане. Сегодня она совершает кругосветное плавание в одномоторном Beechcraft Bonanza A36 с одним двигателем, ее миссия - продемонстрировать, что женщины могут добиться успеха в авиации и карьере STEM, несмотря на огромные барьеры в образовании и самооценке.
Вайз говорит, что верит в тяжелую работу, мечты и удачу. Она первая в своей семье, получившая степень бакалавра и магистра, получив ее в Авиационном университете Эмбри-Риддл во Флориде. Она также первая афганская летчица, основавшая глобальную организацию. Dreams Soar, Inc - с явной целью начать движение в области авиации и научно-технического обучения для девочек и этнических меньшинств во всем мире.
Когда ей едва исполнился год, ее семья бежала в Соединенные Штаты, чтобы избежать советско-афганской войны. Вайз вырос в доме без богатства в Ричмонде, штат Калифорния; дома не говорили по-английски, только на фарси и пушту. «Я боролся в школе. Я не мог прочитать книгу на английском языке до 10-го класса », - говорит Вайз. «Я жил в непривилегированном школьном округе, где замена учителей, обмен учебниками с одноклассниками и наблюдение за тем, как друзья бросают школу, были нормой».
Будучи девочкой, Уэйз думала, что выйдет замуж за молодого и создаст семью. Но будучи подростком, она окружила себя друзьями, многие из которых были иностранцами, которые хотели поступить в колледж. «У меня было прозрение: я хотела показать пример своим пяти сестрам», - говорит она. Это привело ее к вихрю социального предпринимательства: открывать клубы, связанные с колледжем, вступать в студенческое правительство, выяснять, как помочь таким же студентам подать заявку на финансовую помощь. Ее работа привела к получению стипендии для сотрудников средней школы в Фэрфилде, поездке во Флориду на ее первом самолете и, в конечном итоге, после двух лет обучения в местном колледже, возможности изучать авиацию в Эмбри-Риддле.
«Я выросла в ужасе от авиации», - говорит она. «Единственное, что я знал об авиации, это авиационные происшествия, которые я видел на CNN». Когда Вайз впервые приехала в аэропорт, чтобы встретиться с ее тетей, «я думала, что самолет взлетит, как ракета в небо ». К тому времени, когда она приземлилась во Флориде, Уэйз уже знала, что хочет стать пилотом. «Я говорю детям, то, чего вы боитесь больше всего, может стать вашей страстью».
... и с молодыми поклонниками в Мадриде (Dreams Soar Inc.)
Вайз стал проницательным организатором, создав за два года удивительно эффективную некоммерческую добровольную организацию. В рамках своей глобальной миссии HADID International Services обеспечивает планирование полетов и логистику поездок; другое финансирование, миссия, авиационное оборудование и поддержка STEM поступает от внушительного множества аэрокосмических компаний и организаций. Вайз летает на Beechcraft с пожертвованным Интернетом (от Honeywell) и вырвано пять из шести мест для размещения дополнительных топливных баков для ее двух океанских переходов. Ее пятиконтинентальный 25-мильный тур начался в мае и будет включать 33 остановки в 20 странах. Вайз разговаривала с сотрудником Air & Space Ариэль Эмметт дважды, до и во время ее глобального полета.
Air & Space : Что заставило вас начать «Мечты взлетать»?
Вейз: Во время моего коммерческого обучения я летал на Hawker 400 над Россией с пилотом Баррингтоном Ирвингом (первым афроамериканцем, который летал в одиночку по всему миру). Мы побывали в семи разных странах Азии. Баррингтон сказал мне: «Это принесет пользу вам, если вы сядете рядом со мной, чтобы узнать, как проходит воздушное движение». Когда мы приземлились в Индонезии и вышли из самолета, наши хозяева представили меня как пилота, который хочет летать вокруг Мир. Затем ко мне подошла девушка и сказала: «Моя семья не может позволить мне летать». Она каждый день ездит в аэропорт на 45 минут, чтобы работать уборщиком, просто чтобы быть рядом с самолетами. Я хотел бы сделать что-то для нее, чтобы посадить ее в самолет и испытать это. Именно тогда я понял, что хочу что-то сделать с этим [кругосветным] путешествием… вот так и началась Dreams Soar. Наша цель - предоставить стипендии всем, кто мечтает о [полетах или карьере STEM].
Как вы нашли свое собственное обучение?
Когда я начинал в Эмбри-Риддле, мне было тяжело летать. Дома была полемика; члены семьи думали, что эти деньги тратятся на женщину, которая, вероятно, выходит замуж и никогда не станет профессиональным пилотом. Затем я решил обратиться к афганскому правительству, попросив [чиновников] предоставить мне список пилотов, которые будут наставлять меня. Но никого не было, только одна [женщина] пилот вертолета. Я спросил себя, это 2008, как это возможно? Но правительство заявило: «Мы сертифицируем вас как первую женщину-афганского пилота с фиксированным крылом» [когда вы получите лицензию]. И это было вдохновение, в котором я нуждался.
Что случилось после этого?
Несмотря на то, что я получил степень бакалавра в течение двух лет, я хотел получить оценку инструмента, но не мог себе этого позволить. Поэтому я собрал предложение и начал программу «Посол женщин» в первый семестр получения степени магистра, потому что многие женщины подали заявку на участие в программе, а затем ушли. Я получил стипендию [от Эмбри-Риддла], чтобы оплатить свое время на управление программой «Посол», и взял доход и сразу же вернул его на обучение. Мы увеличили зачисление женщин с 11 до 22 процентов в кампусе Дейтона-Бич.
Почему женщины покидают летную подготовку до выпуска?
Если вы посмотрите на летную подготовку, особенно на учебную программу, большая ее часть предназначена для военных пилотов ... Я начал с 15 девушек на летной подготовке, и только две добрались до конца обучения. Многие инструкторы были молодыми парнями, которые только что получили [сертификаты летного инструктора]. Но если вы посмотрите на женщину в кабине, вы не будете учиться в среде, где инструктор чувствует, что он просто хочет домой, или когда опытный пилот берет контроль, когда вы расстроены.
Что вы думаете о пилотах Air India, которые летали по всему миру с полностью женской кабиной и бортпроводниками?
Я был очень взволнован ... счастлив. Пора. Я очень горжусь этой командой, что они смогли выполнить этот полет, чтобы показать миру, что женщины способны выполнять «мужскую работу». Перелет по всему миру дает вам перспективу. В конце концов, самолет не знает, мужчина вы или женщина, христианин, еврей или мусульманин ... Самолет будет летать в соответствии с вашими навыками ... Надеюсь, есть еще такие истории, как это, но я также надеюсь, что это станет нормой.
Как вы управляете выездными встречами на своем глобальном рейсе?
Мы сотрудничаем с Международной организацией гражданской авиации, которая является одним из организаторов мероприятий по маршруту. Мы приглашаем маленьких детей приехать в аэропорт, чтобы узнать о STEM. Мы показываем местных героев, женщин, которые преуспели в авиации, чтобы поговорить с этими детьми, сказать: «Я вырос здесь, это мой задний двор ... вы тоже можете это сделать». Цель состоит в том, чтобы привлечь этих детей [для того, чтобы] построить наш стипендиальный фонд - предоставить маленькие учебные стипендии детям по всему миру.
Какой у тебя маршрут?
Первой остановкой был Колумб, штат Огайо, чтобы почтить покойного Джерри Мока, наставника. [ Мок была первой женщиной, успешно совершившей кругосветное путешествие в 1964 году. в одномоторном моноплане Cessna 180 1953 года « Дух Колумба» . Международные остановки включали Монреаль (штаб-квартира ИКАО) и Сент-Джонс в Канаде, на Азорских островах (Португалия), Испании, Италии, Египте, Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах. Оман, Индия, Сингапур, Индонезия, Австралия, Американское Самоа и Кирибати. Последний поворот через Соединенные Штаты включает в себя остановки в Гонолулу, Фениксе, Уичите, Вашингтоне, округ Колумбия, Атланте и Мобиле, штат Алабама, перед возвращением домой в Дейтона-Бич, штат Флорида, в последнюю неделю сентября.
Какие части поездки не прошли как запланировано?
Северная Атлантика была одним из самых сложных регионов, в которых я летал, [поскольку] у моего самолета нет противообледенительного оборудования. Мне потребовалось две недели, чтобы найти окно для поездки в Португалию и Испанию, а затем в Италию, Каир, ОАЭ и Оман ... В Индии сезон муссонов с большой конвективной активностью. Я был в ОАЭ, но не смог найти подходящее окно для вылета [в Индию], поэтому полетел коммерческим рейсом из Дубая в Мумбаи. У меня была возможность поехать в детский дом в Мумбаи, а также познакомиться с местными женщинами в авиации.
А как насчет Афганистана?
Я действительно отправился в Афганистан, и должен вам сказать, что это был, пожалуй, один из самых теплых приемов в мире. Когда я прибыл в Кабул, меня ждал шторм. Так как я летаю на одномоторном самолете с поршневым двигателем, я не могу летать очень высоко… и была серьезная проблема безопасности из-за возможного сбивания… [поэтому я прилетел на коммерческом перевозчике]. Мы провели программу в Кабуле вместе с туром по Программе развития Организации Объединенных Наций, и 300 человек, большинство из которых женщины, пришли и приветствовали меня цветами. Доктор Абдулла Абдулла, премьер-министр Афганистана, был там. Он произнес сердечную речь, со слезами на глазах, рассказывая о том, как в Кабуле недавно произошли взрывы, а город был на яичной скорлупе.
«Наконец, - сказал он, - у нас есть афганская женщина, которая совершает очень смелый поступок, летая по всему миру, представляя нас ...» Он вручил мне награду, и я отправился во дворец президента Ашрафа Гани и встретил первую леди Афганистан, Рула Гани. Мы говорили о STEM и о том, что я хотел бы сделать в Афганистане для женщин. Я также встречался с молодыми девушками и женщинами в военно-воздушных силах, ожидающими места для полетов…. На заседании Организации Объединенных Наций молодая девушка сказала: «Шаеста, почему ты здесь?» Я сказал ей: «Когда ты смелый и сильный в ваши мечты сбудутся ». Вся страна обняла меня так, как я не ожидал.
Что вы планируете делать после того, как ваше путешествие закончится?
Я хотел бы открыть школу STEM в Кабуле и заняться пятью основными проблемами, с которыми сталкивается Афганистан: окружающая среда, смертельные случаи, связанные с сильным холодом, солнечной энергией, эксплуатацией природных ресурсов и образованием девочек. Создание школы STEM для девочек может позволить девочкам использовать свои таланты, чтобы они чувствовали себя способными решать проблемы, с которыми сталкивается Афганистан. В Кабуле я заметил, что в школе очень много женщин, причем все они превосходны, но они были прикованы к дому, и чтобы гулять по улицам Кабула, им приходилось гулять с отцами ... Я видел, насколько они умны.
Как получается, что вы можете достичь всего этого?
Я вырос очень застенчивым ... Я думаю о человеке, которым я являюсь сегодня, даже в отличие от нескольких лет назад, и это похоже на ночь и день. Это даже не страх полета в этот момент, вы просто хотите это сделать. Я знаю так много девушек, которые не думают, что они могут сделать что-нибудь. Но здесь [в этой поездке] я надеюсь, что молодые девушки могут открыть глаза и увидеть ограничения. Если я могу это сделать, любой может это сделать.
Как вы нашли свое собственное обучение?Что случилось после этого?
Почему женщины покидают летную подготовку до выпуска?
Что вы думаете о пилотах Air India, которые летали по всему миру с полностью женской кабиной и бортпроводниками?
Как вы управляете выездными встречами на своем глобальном рейсе?
Какой у тебя маршрут?
Какие части поездки не прошли как запланировано?
А как насчет Афганистана?
На заседании Организации Объединенных Наций молодая девушка сказала: «Шаеста, почему ты здесь?
Что вы планируете делать после того, как ваше путешествие закончится?