Земельная реформа старых стран-членов ЕС - Швейцария
Общая характеристика РЕГИОНА
Старые страны-члены ЕС и Швейцария характеризуются высоким уровнем экономического развития, социальных стандартов и благосостояния населения. ВВП на душу населения колебался в диапазоне $ 21,500-85,600. Основными принципами политики европейских стран по собственности на землю с / х назначения является обеспечение права на свободное движение капитала, открытие и ведение частного бизнеса и отсутствие дискриминации.
Каждая из стран данной группы прошла свой путь развития и формирования рынка с / х земли, реформы проводились в разные периоды и в разных условиях. Большинство стран сталкивались с проблемами неэффективного производства, ограниченностью ресурсов, высокой интенсивностью использования земель и во фрагментацией участков.
Читать по теме: Земельная реформа стран Южной Америки - опыт Аргентины
Именно поэтому основной целью реформы рынка земли в данном регионе было повышение производительности в секторе, развитие сельской местности, стабилизация доходов фермеров и повышение рентабельности агросектора. Также, именно в кранах этой группы особое внимание уделяется экологическим стандартам, управлению и модернизации природной среды (в Швейцарии, Швеции, Дании, Нидерландах, Франции и Финляндии установлен ряд строгих экологических требований и принципов ведения хозяйства).
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА
Страны имеют долгую историю развития и функционирования открытого либерального рынка земли с / х назначения, в них отсутствуют ограничения права собственности на земли для физических и юридических лиц с ЕС, в основном устранена регуляция цен и площади земли. При этом в данной группе стран регуляция земельных отношений собственности все больше полагается на региональные органы власти.
В странах Западной Европы (Австрия, Бельгия, Нидерланды, Германия, Франция, Швейцария) рынок земли является либерализированным и открытым, отсутствуют полные абсолютные ограничения в отношении иностранного капитала. Однако во Франции, Бельгии и Австрии подавляющее большинство сделок купли-продажи рассматриваются и утверждаются локальными государственными органами, вроде SAFER во Франции. Это значительно усложняет и затягивает процесс покупки и продажи, что отрицательно сказывается на привлекательности и динамике рынка (например, цена с / х земли во Франции составляет всего $ 7,450).
М итаты к теме: Земельная реформа стран Северной Америки - опыт США
Для стран Скандинавии (Дания, Финляндия, Швеция) характерны значительные экологические налоги и масштабная государственная поддержка с / х производителей. Земельная политика базируется на предположении, что фермер должен жить на своей земле и самостоятельно управлять хозяйством. Несмотря на отсутствие абсолютных ограничений на приобретение земли как для иностранцев, так и для граждан этих стран, на практике получить право собственности довольно трудно из-за ряда требований по образованию фермера, места проживания и очень высоких экологических стандартов.
Великобритания и Ирландия отличаются наиболее либерализован политикой регулирования отношений на рынке земли с / х назначения, что привело к высокому уровню эффективности и производительности сектора. Однако средняя стоимость с / х земель в Ирландии и Великобритании на порядок выше, чем в большинстве стран ЕС, часто выступает препятствием для развития и динамики рынка, так как далеко не каждый желающий может себе позволить приобрести землю и заняться фермерской делом.
Читать по теме: Аграрии обсудили с Тарас Кутовой открытия рынка земли
В странах Юга (Италия, Испания, Португалия и Греция) рынок с / х земли является развитым, открытым и достаточно либеральным. Исключением является Греция, где формально существует рынок с возможностью купли-продажи, но фактически рынок является очень неразвитым из-за отсутствия разработанного кадастра, пробелы в законодательстве, значительную бюрократию и коррупцию. Греция является наглядным примером того, что состояние рынка земли является индикатором общей политики экономического развития страны. А вот в Италии, например, установлен самый высокий налог за регистрацию сделки - 18% от цены сделки, что значительно повышает общие расходы на приобретение участка.
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Рынок земли с / х назначения в странах региона в основном является открытым и либерализированным, а с / х производство - высокотехнологичным, продуктивным и эффективным. После формирования открытых либеральных рынков наблюдалась тенденция к консолидации земель с целью устранения значительной фрагментации и повышение производительности в секторе. Сегодня же значительное внимание уделяется сохранению окружающей среды и экологическим стандартам.
В некоторых странах (Франция, Бельгия, Австрия) рынок контролируется локальными агентствами, существуют косвенные ограничения и процедуры заключения сделок. Это негативно влияет на динамику рынка и цену с / х земель.
Читать по теме: Земельная реформа новых стран-членов ЕС - опыт Польши
В то же время пример Нидерландов, Великобритании и Ирландии, которые являются наиболее открытыми и либерализованными рынками, подтверждает, что дерегуляции рынка земли, как правило, положительный эффект (цена за 1 га с / х земли в Нидерландах - $ 63,700, Ирландии - $ 39,300, Великобритании - $ 31,400 ).
В целом, успешный опыт старых стран-членов ЕС и Швейцарии в реформировании рынка земли с / х назначения, позволяет сделать вывод о наличии корреляции между уровнем либерализации рынка и общим уровнем экономического развития страны и благосостояния населения.
Швейцария. профиль страны
Швейцария - высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным высокопродуктивным сельским хозяйством. Сельскохозяйственное производство составляет всего 0,8% ВВП, в нем задействовано всего 3,2% занятого населения, при том, что в сельской местности проживает 26,2% населения страны. Характерно преобладание мелких хозяйств. В целом сельское хозяйство обеспечивает потребности страны в продуктах питания на 56-57%. Под нужды сельского хозяйства используется 38,6% земельного фонда страны, четвертую часть (26,5%) которых составляют пашни.
Читать по теме: Свободном рынке земли мешает пять барьеров
цель реформы
- Развитие системы управления землями.
- Повышение производительности аграрного сектора.
предпосылки реформы
- Долговременная традиция частной собственности на землю в страны.
- Ориентация сельскохозяйственного производства на рыночные условия.
- Неблагоприятные природно-климатические условия для сельскохозяйственной деятельности.
Эволюция рынка земли
- 1907 год - Гражданский кодекс, в котором отмечалось право наследования собственности.
- 1991 год - Федеральный закон о земле в сельский районах, регулирующий процесс передачи и собственности на с / х земли.
- 2001 год - предоставление права покупки недвижимого имущества гражданам ЕС, проживающих на территории страны, на правах граждан Швейцарии.
Читайте также: Земля дошла до Конституционного суда - 5 главных мифов о моратории
Механизм реализации реформ
- До 19 века в Швейцарии имела место значительная фрагментация земель. В 1907 году был принят Гражданский кодекс, которым было предусмотрено частично принудительную консолидацию. Две трети землевладельцев, которым принадлежала более половины земли, принимали решение о перераспределении земельных участков. Также они имели возможность подать апелляцию местного органа по консолидации (синдиката) затем в администрацию района или в арбитражный суд; а затем в центральных апелляционных комиссий, чье решение было окончательным.
- В конце 1980-х и в начале 1990-х годов с / х сектор часто обвиняли в перепроизводстве и загрязнения окружающей среды и сельской местности. В Швейцарцы считали идеальным мелкомасштабное экологически ответственное с / х производство. В 1993 году была начата аграрная реформа с введением дополнительных экологических платежей.
Механизм регулирования отношений на рынке
Ограничения в отношении иностранного капитала
- Иностранцы имеют право купить землю при условии наличия гражданства ЕС или ЕАСТ и вида на жительство в Швейцарии или вида на жительство категории С
Ограничения по покупателя (физическое или юридическое лицо)
- Для приобретения земли покупатель должен получить разрешение от местного органа власти.
- Покупатель должен управлять фермой самостоятельно.
Регуляция цен и площади
- Устанавливается максимальная площадь земельного участка. Ограничений по минимальной площади земли не предусмотрено.
- Цена сделки не должна превышать более чем на 5-15% средней стоимости подобных участков за последние 5 лет.
налоги
- Налог на землю - 0,03-0,3% от рыночной стоимости земли.
- Налог на передачу права собственности - 0,5-3,5% от цены сделки.
- Регистрационная плата - 1,0-1,5% от цены сделки.
- Нотариальная плата - 0,02-1,0% от цены сделки.
другие ограничения
- Для продажи земли владелец должен получить разрешение от родственников, которые имеют первоочередное право на покупку этого участка.
- Срок лизинга земли не может быть меньше 9 лет, и может быть продлен на 3-6 лет по решению суда.
- После продажи земли запрещается изменение целевого назначения использования участка. То есть земля должна быть и в дальнейшем задействована в сельскохозяйственном производстве.
- Использование сельскохозяйственных земель также регулируется законодательствам об экологических норм и защиты животных.
Читать по теме: Terra incognita - чего боятся ВСЕ при запуске земельной реформы
Экспертная оценка результатов реформы
- В стране существует ряд строгих ограничений по покупке и продаже сельскохозяйственных земель, направленных на защиту семейных форм фермерского хозяйства.
- Законодательством предусматривается право собственности на землю для иностранцев, на практике его очень трудно получить. Хотя, и самым швейцарцам довольно трудно приобрести земельный участок. В основном земли наследуются и передаются в середине семьи. Такая политика в стимулирует фермеров к долгосрочной ориентации производства. Ведь факт того, что земельный участок будет принадлежать потомкам заставляет фермеров осторожно использовать землю и поддерживать плодородие почв.
- Также, через административный контроль над ценами невозможно проводить спекуляции с покупкой и продажей земли. Если государство считает, что цена не является адекватной, не будет предоставлено разрешение на сделку купли-продажи.