После иерейских рукоположения о. Климентий продолжил обучение в Инсбруке, где пробыл до осени 1917 года. Историю семьи Шептицких в это время прослеживает из письма цитируемого выше. После революции в России, в феврале 1917 года Митрополит Андрей получил возможность вернуться из плена. Однако это путешествие продлится более шести месяцев и до Львова Митрополит вернется только 10-го сентября 1917 года.
Станислав в это время возглавляет военный штаб ИИ Корпуса австрийских войск на русском фронте и приобщается к созданию Польских легионов - первой польской военной формации после раздела Польши в конце XVIII века. Как командующий польской армии, 1 декабря 1916 освобождает польскую столицу Варшаву от российской армии и торжественно во главе войска въезжает в город. Брат Леон возвращается к сожженных русскими оккупантами Прылбычей. Не обходится и без семейных трагедий: у одного из братьев - Александра - в это время умирает дочь. В 1917 году умирает также жена Станислава Шептицкого Мария Жозефина из князей Сапег-Коденська.
Возвращение митрополита Андрея из русского плена. Вена, 26 августа 1917
Летом 1917 Андрей Шептицкий через Стокгольм прибывает в Германию, чтобы отсюда продолжить путь в Рим. Здесь его встречает в. Климентий, который сопровождает брата по городам, в которых тот останавливается в силу различных обстоятельств. Об этом узнаем из немецкой прессы [Neues Wiener Journal. - № 8527. - 27 июля 1917 - С. 14; (Neuigkeits) Welt Blatt. - № 169. - 27 июля 1917 - С. 10].
Важным источником для понимания событий того времени есть материалы «Общества« Студион », которые хранятся в ЦГИА Украины во Львове и содержат документацию монастыря и размещенной здесь библиотеки. Среди документов - является «Летопись монастыря св. священномученика Иосафата Студийского Устава во Львове, ул. Петра Жалобы »(далее« Летопись ») [ЦГИА Украины во Львове. - Ф. 684, оп. 1, д. 3298; Оп. 2, д. 85]. «Летопись» состоит из двух отдельных тетрадей хроники, написанной на украинском языке, в которых охвачен период 1904-1945 гг. В основе первой тетради - хроника с февраля 1926 года, написанная по поручению о. Климента. Над этим работали: воспитанник Унивского монастыря брат Ираклий (ИлияИсайчук), с 2 ноября 1927 - брат Гелазий (Григорий Семенюк), а с 21 ноября 1928 до июня 1931 брат Януарий (Яков Федюк). В июля 1931 года года автор, личность которого не удалось установить, на основе воспоминаний и имеющихся документов, фиксирует на 18 машинописных листах события с 1904 и до 1926 Это составило I-й том бесценного исторического источника, из которого узнаем о возвращении в . Климента в октябре 1917 года из Инсбрука. Сразу же был назначен настоятелем монастыря Святого Иосифа. 22 декабря 1917 в. Климентий в часовне перед Митрополитом принял Ангельский образ, или схиму. Как определяет «Типикон Студийского Лавры св. Антония Печерского в Скнилове », утвержденный 1906г. и выдан 1910, «допущен через общий совет в схиме приготовляется к составлению обетов и на получение ангельской схимы через лунный молчание, пост и молитву. В то время участвует во всех упражнениях и трудах монахов, часть отдыха, однако, переживают в полном молчании. Чин ангельской схимы происходит торжественно в церкви в день воскресный или празничного ». 22 декабря 1917 была суббота, в этот день украинцы-католики празднуют по юлианскому календарю и восточной церковной традиции, праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы. Вспомним, что этот праздник был особенным в семье Шептицких.
Отцы-редемтористы в Уневе с Митрополитом Андреем Шептицким. Осень 1917
В ожога о. Климента было также отдано монастырскую библиотеку «Студион». В статье о. Климентия Шептицкого указано, что после вливания сборки в. Пальмиери библиотека «Студиона» в начале 1926 насчитывала 10000 единиц хранения и имела «наибольшую за пределами России сборник русских предвоенных периодических богословских, церковных и научных изданий».
[Шептицкий Климентий, о. Митрополит Андрей и обновление восточной монашеской традиции // Богословия.- 1926.- Т. ИV, кн. 1 / 2.- С. 154; Аврелий Пальмиери (1870-18.10.1926) - римско-католический священник, знаток православной богословской литературы, преимущественно русской, исследователь европейского Востока]
Как передают нам «Шематизм всего духовенства греко-католической Львовской Митрополии архиепархии в 1918-год», в монастыре, кроме схимонаха настоятеля Климентия, находились еще схимонахом Дамиан и Матей и кандидат в. Константин Ганущак. «Шематизм» подают название монастыря как «Студион». Монастырь и институт виховавчий бр. Студитов ». В этом источнике также упоминается, что о. Климентий выполняет функцию магистра послушников. В чем заключалась эта функция, узнаем из «Типикона Студийского Лавры св. Антония Печерского в Скнилове », где отмечается, что« наставник имеет поучать послушников о правилах, обычаях и добродетели монашеской жизни; приучить их к порядку, послушания, учить их катехизису, гуслей, типика; должно быть для послушников истинным отцом, добротой, кротостью облегчать им тяжелый время начало монашеской жизни; должен учить искренне открывать свое сердце и свои соблазны перед духовным отцом »и другие. Что интересно: названные задачи как раз соответствовали характеру о. Климента.
На Рождественские Праздники 1918 Митрополит Андрей позвал к себе в. Василия Лициняка, которому поручил подготовить устав общества, которое должно заниматься исключительно опекой сирот. Само дело было поручено в. Климентию Шептицкому. Эта страница истории о. Лициняк позже опишет и опубликует, а мы получим бесценный свидетельство начала большой работы спасения сотен детей-сирот во время Второй мировой войны [Лициняк В. Общество «Защита им. митрополита Андрея графа Шептицкого для сирот во Львове ». Его начало и развитие по конец 1925 / В. Лициняк // Богословия. - Львов, 1926. - С. 78-84].
Устав был разработан в кратчайшие сроки. Учредителями Общества стали: Митрополит Андрей, епископы Григорий Хомишин, Иосафат Коциловский, о. Климентий Шептицкий, о. прелат Тит Войнаровский, др. Стефан Федак, др. Кирилл Студинский, о. Юлиан Дзерович, о. Феодосий Лежогубський, о. Павел Демчук, др. Евгений Гвоздецкий, о. Василия Лициняк. Цесарско-королевское Наместничество в Галичине зарегистрировало Общество 13 марта 1918. После получения от власти необходимых на дияльнистьдокументив, 23 марта во Львове состоялось первое общее собрание Общества, которое назвали «Защита им. Митрополита Андрея графа Шептицкого для сирот во Львове ». В тот же день было решено закупить для целей Общества имение в Посич Майдан, в тогдашнем Богородчанском уезде. Прежде чем Общество имело наладить работу, о. Лициняк пишет, что «занимались сиротами во Львове (которых было этаж 200)« Украинский Епархиальный Комитет опеки над военными сиротами »в основном при помощи Американского Комитета помощи детям, организованного сенатором Гувером».
Однако в. Лициняк скромно умалчивает, что после благоустройства монастыря Святого Иосафата, чем о. Климентий сразу же занялся, здесь был оборудован дом сирот, потерявших семьи в войне. Об этом и о других фактах узнаем из цитируемого «Летописи», как и то, что в монастыре до сих пор был приют для раненых Сечевых Стрельцов и время здесь даже жил незадолго перед смертью Иван Франко. Согласно воспоминаний, о. Климентий в это время приезжал во Львов, а когда узнал о пребывании Ивана Франко в убежища, приходил, чтобы его посетить.
[Гриневич Я. Верующий Франко В столетия народин Большого Сына Украина / Ярослав Гриневич. - Нью-Йорк, 1956. - С. 17]
14 января 1918 состоялось торжественное открытие приюта, которое благословил Митрополит Андрей. Воспитанниками йогосталине лишь львовские дети-сироты - несколько дитейпривезлы даже с Боснии, из семей местных украинский-русинив.Булы и такие, которые приходили сами из других украинских земель. «Летопись» сохранил нам некоторые имена, а также и интересную информацию.
Руководителем приюта был префект, на место которого в. Климентий назначил Станислава Бахталовский, молодого богослова. В приют из Большой Украины прибился парень Владимир Маланчук, который бежал из Киева. Префект Бахталовский решил отказать сироте в крыше над головой, поскольку, как пояснил о. Климентию, «в Киеве он был между большевиками и заразился их кликами, и мог портить других». Понятное дело, что доброе сердце о. Шептицкого не могло оставить на улице сироту, и мальчика взяли под опеку монастыря. Этот сирота не кто иной, как позднее владыка Владимир (Маланчук), протоигумен провинции Редемптористов в Канаде и первый апостольский экзарх для Украинской греко-католиков во Франции (1960-1982).
Летом 1918 о. Климентий вместе с братом Митрополитом Андреем дают миссии по селам Галичины и визитують монашеские конгрегации и делай. Первого июля брать Шептицкие отбыли завершения миссии в с. Подлески (ныне Большие Подлески Каменко-Бугского района), где о. Климентий имел проповедь. Визитатор останавливались у местного священника о. Теофиля Яворского герба Сас, который подарил Митрополиту постную и цветную «Триодь» здрукарни Киево-Печерской Лавры. Эту богослужебную книгу позже Митрополит подарил Свято-Успенской Лавре в Уневе.
С Подлесок брать Шептицкие поехали в Словитая (ныне Золочевского района), чтобы здесь посетить женский монастырь Ордена Святого Василия Великого (Ордена). Из Словитая Митрополит поехал «телегой» в Унив, а о. Климентий с еще одним из священником Иосифом Балой туда двинулись пешком.
Митрополичьи палаты в Уневе. Фото из сборника коллекционера Андрея Олейника
После закрытия 1790 василианского Унивского монастыря, в 1820-х гг. Митрополит Михаил Левицкий построил здесь палаты как летнюю резиденцию галицких митрополитов. 1913 Митрополит Шептицкий пригласил в Галичину Редемптористов из Бельгии, которые поселились в новой обители 21 августа того же года. Монахи прибыли под руководством иерм. Эммануила (Ван де Стратен). Среди прибывших: иерм. Иосиф (Схрейверс), иерм. Гектор (Кинзингер), иерм. Франциск (Бонн), иерм. Франциск (Пойсон), иерм. Людвик (Ван де Бош) и двое братьев-помощников Петро-Ипполит (Деляну) и Альфонс-Модест (Сметс). В части зданий жил лесник, который долгие годы ухаживал за имуществом. Монахи заняли одно из крыльев здания. Недалеко от монастыря стояла приходская церковь Успения Девы Марии, построенная из камня. Священник, который служил в храме, трагически погиб в 1914 году. После его смерти Редемптористы взяли на себя также обязанности опеки над приходом. Во главе этой ячейки стоял в. Иосиф Схрейверс (1876-1945).
[Более подробно на эту тему см .: бубном М., иерм. Редемптористы византийско-украинского обряда во Львовской митрополии УГКЦ в 1913 - 1939 рр. / Иерм. М. (бубна). - Львов: Монастырь св. Альфонса, 2003. - 203 с. + Фотоальбом 40 с.]
Когда братья Шептицкие посетили монастырь в Уневе, тогда еще не было даже планов, здесь может быть основана Лавра монахов-студитов. Крупнейший очаг студитов в настоящее время - на Скнилове. Туда 23 июля 1918 отбыли монахи из монастыря Святого Иосафата во главе с о. Климентием, чтобы вместе помолиться по случаю праздника Преподобного Антония Печерского и святых 45 Никопольских мучеников, память о которых Церковь чтит в этот день. В августе 1918 года Митрополит Андрей на Збоищаху Львове купил дом, который предложил студитам. Как вспоминал о. Юлиан Дзерович, «закупил Митрополит 8 моргов поля и 8 моргов огорода в цене 32500 долярив».
Дом дьяковской бурсы ул. П. Жалобы, 2а, фото 1904
[Дзерович Ю. Митрополит-меценат / о. Ю. Дзерович // Богословия. - Львов, 1926. - С. 65-77]
Дом на Збоищах должен был служить в приют для детей-сирот. о. Тит Столобут-Войнаровский герба Стремья в своих воспоминаниях писал, что во Львовской архиепархии насчитывается более 21 000 сирот. Для нужд приюта служили доходы от упомянутого поместья в Посич, которые составляли 30 тыс. Швейцарских франков ежегодно.
[Воспоминания. В кн .: Исторические фигуры Галичины ХIХ-ХХ вв. Нью-Йорк-Париж-Сидней-Торонто, 1961 - С. 65].
Как передает «Летопись», осенью 1918 года Митрополит Андрей и о. Климентий планировали поездку в Киев, где группа православных священников выразила намерение перейти в лоно Украинской католической церкви восточного обряда. Однако в октябре этого же года грипп (летописец отмечает, что «испанка») «сложил почти всех к кровати, так что не было даже кому ходить вокруг больных». К счастью, обошлось без жертв. Уже 28 октября в. Климентий и о. Тит Войнаровский поехали в Зарванице искать место под новый монастырь.
Идеи Митрополита Андрея Шептицкого о соединении Восточной и Западной Церквей, опубликованные в польскоязычной печати (Dziennik Poznański. - 194. - 28 августа 1917 - С. 2-3)
Еще до войны о. Войнаровский для нужд Церкви купил имение в Зарванице. В цитируемых воспоминаниях [ «Воспоминания ...» - С. 63] он кратко описал имущество 900 моргов пашни, 253 морги леса, винокурня, мельница и каменоломня. Вместе с о. Климентием было выбрано еще дополнительные земли. Следовательно, для монастыря студитов Митрополит купил 260 моргов земли [ «Воспоминания ...» - с 65].
По дороге из Зарванице, узнаем из «Летописи», в Пидгайцях о. Климентий узнал, что украинцы взяли под контроль Львов и установили власть в восточной части Галичины - в ночь с 31 октября на 1 ноября 1918 года.