- Зимний дворец Петра I [ ред. | ред. код ]
- Перестройка архитектора Г. Маттарнови [ ред. | ред. код ]
- Наследие адмирала Апраксина [ ред. | ред. код ]
- Зимние дворцы императриц. Архитектор Растрелли [ ред. | ред. код ]
- Дворец императрицы Елизаветы [ ред. | ред. код ]
- Зимний дворец императрицы Екатерины 2-й. [ ред. | ред. код ]
- Покупка картин [ ред. | ред. код ]
- Пожар в Зимнем, 1837 [ ред. | ред. код ]
- Скульптуры парапета [ ред. | ред. код ]
- Приспособление под музейные нужды [ ред. | ред. код ]
- Нумизматика и Зимний дворец [ ред. | ред. код ]
Зимний дворец - дворец города Санкт Петербург , Расположенный на Дворцовой площади , Главное сооружение всемирно известного музея Эрмитаж . Современное здание построено в середине 18 века.
Зимний дворец Петра I [ ред. | ред. код ]
В Петербурге у царя был Летний дворец Петра I в летнем саду . Здесь семья царя находилась летом. В отличие от Летнего - был и Зимний, где семья царя находились зимой. Там были печи, и Зимний дворец был теплее. неуклюжие западноевропейские камины не подошли к сурового северного климата Петербурга. Так возникла эта название.
По главному проспекту города царь считал реку Нева . Поэтому все первоначальные административные учреждения, дворцы вельмож и царя были возвращены главными фасадами на реку или связанные с ней и ее рукавами. Не был исключением и дворец Петра I. Первые гравюры Петербурга подают именно эту перспективу.
Первый Зимний дворец для царя построил губернатор столицы А.Д. Меншиков - в качестве подарка царю в знак его брака с Екатериной. Строительство вели в 1711 Это был сюрприз и свадебный подарок Меншикова. Свадьбу играли в 1712 уже в этом первоначальном дворце, о чем свидетельствует тогдашняя гравюра Алексея Зубова [1] .
Дворец был двухэтажный на фундаменте, с мезонином и возвращен главным фасадом к реке Нева. С двух сторон к нему пристроили служебные флигеле . Во внутренний двор вели небольшие ворота с фронтонами , Украшавшие модели парусников (Корабли были давней страстью царя). Этот дворец просуществовал недолго и его перестроили.
Перестройка архитектора Г. Маттарнови [ ред. | ред. код ]
Необходимость иметь представительскую резиденцию побудила к перестройке первоначального дворца, которую начали в 1716 перестройку вел архитектор Георг Маттарнови (? - 1719). экономный Петр приветствовал и экономный подход к строительству, потому что в Петербурге начала 18 в. остро ощущалась нехватка строительных материалов. Поэтому перестройку осуществили с полным использованием первоначального и небольшого по размерам Зимнего дворца. Он стал лишь боковым ризалитом нового здания, было оригинальным и интересным архитектурным ходом в строительной практике Г. Маттарнови. Второй ризалит построили в тех же формах, а их соединили новым корпусом с колоннами, высоким аттиком , украшенным статуями и короной царя. Крыши были высокие, барочные, с переломом. Центр нового дворца подчеркивали четыре колонны парадного портала с высоким аттиком . Дворец имел Большой зал, частные апартаменты царской семьи, столовую, дворцовую церковь, даже оранжерею и тому подобное. Теперь Зимний дворец царя соперничал фасадом из Меншиковский дворец на Васильевском острове. Именно в этом дворце состоялась одна из первых ассамблей 27 декабря 1720 года [2] .
Залы этого Зимнего дворца показывали иностранцам. среди посетителей 1723 года был и Ф. В. Берхгольц, что оставил описания-мемуары и активно покупал архитектурные чертежи и проекты новых сооружений в российской столице. Помещение нового Зимнего дворца становятся не только резиденцией царя, и административным учреждением, когда сюда перевели правительственный Сенат и Кабинет-канцелярию. Были использованы даже Человеческие покои, где разместили Кабинет-канцелярию и частную библиотеку царя [3] . Перепланировка продолжались и на земельном участке. Так вдоль стену Зимнего дворца в 1718 - 1720 гг. был прорыт новый канал между реками Невой и мойки (Зимняя канавка) [4] .
Именно в цьму дворце и умер Петр I.
Наследие адмирала Апраксина [ ред. | ред. код ]
адмирал Апраксин Ф. М. (1661-1728) выстроил собственный дом-дворец недалеко от доков, где строили парусники , Сразу за бастионами . Первый дом был деревянным, который из соображений безопасности перестроили в кирпичный . Маловыразительный двухэтажный дом не удовлетворил владельца. В Петербург как раз прибыл новый архитектор из Франции - Леблон . Адмирал и заказал поэтому проект нового дворца, желая получить пышную сооружение. Но пышные сооружения давно отошли в прошлое во Франции, дворцовая архитектура которой давно пришла к сдержанной элегантности и изысканной простоты в произведениях Франсуа Мансара , Жака Буйе де Блуа , Лево . В стилистике сдержанной элегантности проект для заказчика и выполнил Леблон. Строить сооружение Леблон не было возможности, поскольку был загружен работами в парадных резиденциях самого царя. В строительство агрессивно вмешался сам обладатель, вкусам которого были соответствующие великолепие и пестротой. Вельможа выстроил НЕ двухэтажный, а трехэтажный дворец, нарушив все пропорции леблоновои сооружения ради великолепия и величия.
Когда в Петербурге умер бездетный Апраксин, дальний родственник Петра, то по завещания его дворец, который стоял первым от адмиралтейства Перешел к царской семье. Большой по размерам и хорошо отделанный дворец Апраксина сподабався потомкам Петра больше, и императорский двор перебрался сюда. Он и стал теперь Зимним дворцом императорского двора.
Зимние дворцы императриц. Архитектор Растрелли [ ред. | ред. код ]
Именно здесь жили три российские императрицы - Анна Ивановна, Анна Леопольдовна, Елизавета Петровна. Придворный штат постоянно рос, как и потребности императриц. Начались многочисленные достройки и перестройки. Во дворце появились театр , церковь , Несколько новых, роскошных залов. Именно сюда перевезли янтарную комнату по приказу Елизаветы Петровны, потому что во времена Петра ее не успели установить и она хранилась в хранилищах.
К перестройкам был привлечен молодой и слишком талантливый архитектор Варфоломей Растрелли (1700-1771), что оттеснил от заказа архитекторов менее одаренных, среди которых - Земцов (Умер в 1743), Пьетро Антонио Трезини (1699-1768?), Чевакинский Савва Иванович (1713-1770).
Зимний дворец времен Анны Иванивни.Фасад на Неву.
Худ. Пфандцельт. портрет Ф.Б.Растрелли
Зимний дворец с пристройками в 1740 р.Фасад на Дворцовую площадь
Дворец императрицы Елизаветы [ ред. | ред. код ]
Меньше Зимний дворец своих предшественниц устраивал императрицу Елизавету. Она начала две большие перестройки - семейный дворец Романовых в царском Селе , Где жила ее мать, и Зимний дворец в Петербурге.
Чтобы иметь роскошный, хотя и временный дворец на период перестройки, приказала построить для себя деревянный дворец на Невской першпектива. Именно здесь она и умерла, так и не дождавшись завершения каменного Зимнего дворца, который существует сейчас.
Зимний дворец имел все признаки гигантомании : Длина главного фасада равна 210 метров, бокового фасада 175 метров. Он уступал размерами Версальском дворца , Длина садового фасада которого равна 500 метров, но не величием и не роскошью фасадов.
Зимний дворец, вид с внутреннего двора.
План сада во Внутреннем дворе
Украшения фасада Зимнего дворца.
Зимний дворец императрицы Екатерины 2-й. [ ред. | ред. код ]
Екатерине барочный Зимний дворец архитектора Растрелли достался по наследству. Большая часть залов нового дворца не была оборудована. Обживала и украшала их уже Екатерина II , Но в новомодном стиле классицизм . Барочными остались только Парадные ступени, две дворцовые церкви - Малая и Большая, две галереи первого этажа. Почти все остальные интерьеры отделаны в стиле классицизм конца 18 века (и эклектики 19 век).
По земному плану дворец имеет форму прямоугольника с внутренним двором. Количество помещений составляет более 1.000. К украшения примещень дворца были привлечены лучшие архитекторы эпохи - Валлен-Деламот , Антонио Ринальди , Фельтен , Кваренги , художники Джузеппе Валериани Франческо Фонтебассо, Градицци, Презинотти, Урбане, Цукки. Плафоны для потолков еще Растрелли заказал в Италии. К работам привлекли ризблярив, мастеров мебели, позолотчик, скульпторов-декораторов, лучший среди которых - Иоганн Дункер . Только украшения Великой тронный зал стоили 18.000, чрезвычайная сумма для эпохи.
Покупка картин [ ред. | ред. код ]
Уже в 1764 году Екатерина приобрела первую партию картин в купца Гоцковського в Берлине . Она насчитывала 225 экземпляров и имела произведения Рубенса , Халса Франса , Рембрандта , Яна Стена , Снейдерс .
Началось чрезвычайно быстрое формирование величественной картинной галереи, станет украшением императрських коллекций наряду с бриллиантами , Изделиями из серебра, ювелирными украшениями, золочеными часами , фарфором Мейсена , Севра , гобеленами Фландрии , Франции , Италии .
Ф. Галс, портрет неизвестного господина с перчатками. Ермитаж.Картина с первой закупки в Гоцковського.
Рембрандт.Автопортрет, офорт
Рембрандт. Жертвоприношение Авраама (варианты в Мюнхене и Петербурге)
Пожар в Зимнем, 1837 [ ред. | ред. код ]
Пожар произошел в год смерти Пушкина в декабре 1837 года. Выгорели второй и третий этажи грандиозного здания, главный фасад которого достигал 210 метров. Пожар продолжался три дня. Почти все имущество дворца удалось спасти военными. Офицеры и солдаты выносили пышное имущество дворца прямо на снег .
К восстановлению дворца привлекли всех известных архитекторов и специалистов по противопожарным делам. Были использованы все новые достижения противопожарной дела суток. Доля помещений Зимнего дворца получила новое оформление в исторических стилях ( эклектика ). До 19 века принадлежит большая часть парадных помещений музея, которые существуют и сейчас.
Паркеты Зимнего дворца 19 в.
Переход к театру.
Своды с верхним освещением 19 ст.
Будуар в стиле эклектики 19 ст.
Паркеты в салоне.
Скульптуры парапета [ ред. | ред. код ]
характерным признаком русского барокко было широкое использование скульптур как в интерьерах , Так и на парапетах зданий. Украсил скульптурами парапет Зимнего дворца и архитектор Растрелли, к созданию которых был привлечен и Иоганн Дункер. Длина этого парапета по периметру достигает двух километров. Во времена Растрелли скульптуры изготовили из местного камня, некоторые высотой три метра. Влажный климат и зимние ураганы не способствовали сохранению скульптур и те начали разрушаться и кусками падать вниз.
В 1890-е гг. поврежденные каменные скульптуры сняли, но реставрировать их за значительной разрушение - не было смысла. Технологии изготовления скульптур до конца 19 в. были усовершенствованы и затруднены. Решили скульптуры парапета восстановить, но в новой технологии медной выколотки. делали чугунную или бетонную форму будущей скульптуры, на нее накладывали медные пластины и молотками с резиновыми насадками производили необходимый фрагмент. Готовые фрагменты собирали на металлическом каркасе, сваривая все швы. Пустая медная скульптура значительно уменьшала нагрузку на стену, но валилась от сильного ветра. Скульптуры начали забивать камнями или заливать бетоном на половину высоты. Воспроизводить все разнообразие барочных скульптур времен Растрелли не стали. Доля фигур заменена стандартными вазами в стиле необарокко. Современные зрители, не знающие первоначального вида скульптур, воспринимают реставрационное восстановление как оригинальное, мало реагируя даже на наличие стандартных, похожих друг на друга ваз. Но характер барочной постройки середины 18 века они воспроизводят и уже сами стали предметами заботы и реставрационных обновлений в 20 веке. Полупустые медные скульптуры легче каменных, дешевы в производстве, более устойчивы в агрессивной среде и портребують реставраций раз в 50 лет.
Приспособление под музейные нужды [ ред. | ред. код ]
От 11 октября 1922 здание Зимнего дворца была по закону передана музею Эрмитаж (музей сохранил историческое название). Началось приспособления дворцовых интерьеров под нужды музея. Были сломаны поздние перегородки и достройки во многих залах с приближением помещений до размеров первоначальных по старым планам. Среди возвращенных интерьеров была и Кухонная дворцовая галерея, которой вернули барочный вид. Вана получила название Галереи Растрелли в честь архитектора. Сейчас Галерея Растрелли используется для временных выставок.
Особенно большими были перестройки служебного третьего этажа, где были комнаты дворцового персонала и напоминали маленькие номера отеля. Третий этаж был тщательно перестроен и приспособлен для залов искусства Византии, Китая, Японии, средневековья, археологии, монет и медалей ( Отдел нумизматики (Эрмитаж) , Достопримечательности Византии (Эрмитаж) , Искусство Японии (Эрмитаж) ).
Красная зала.2008 г..
Зал искусства Франции 18 века. 2008
Выставка гобеленов, Темный коридор Зимнего палацу.2006 г..
Рыцарская зал, Зимний палац.2008 г..
Нумизматика и Зимний дворец [ ред. | ред. код ]
- Успенский А. И., Императорские дворцы, т. 1. - М., 1913 (рус)
- Соколова Т. М., Зимний дворец. - Л., 1958 (рус)
- Пилявский В. И., Зимний дворец. - Л., 1960 (рус)
- Путеводитель по С.-ПЕТЕРБУРГА СП «ИКАР», 1991 Репринтное воспроизведение издания 1903 года. ISBN 5-85902-065-1 (Рус)
- «Эрмитаж. История и архитектура зданий », Л.,« Аврора », 1974 (рус)
- ↑ Эрмитаж. История и архитектура зданий. - Л: Аврора, 1974. - С. 23
- ↑ сборник «Музей», № 2, М, 1981, с. 46
- ↑ сборник «Музей», № 2, М, 1981, с. 47
- ↑ сборник «Музей», № 2, М, 1981, с. 46
Викисклад есть медиафайлы по теме: зимний дворец